Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Федеральный уровень
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Региональный уровень
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.06.2020 №446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций»
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.07.2020 №602 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.09.2020 №712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»
Муниципальный уровень
Приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 21.09.2020 г. № 465 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций Зерноградского района»
Приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 02.12.2020 № 599 «Об утверждении программы по осуществлению поддержки молодых педагогов и реализации системы наставничества на 2020-2024 годы»
Программа наставничества в рамках елевой модели наставничества обучающихся в МОО Зерноградского района на 2020-2024 годы»
Приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 28.04.2022 г. № 199 «О содействии региону в реализации мер по развитию «горизонтального обучения», наставничества и менторства»
Локальные акты школы
Положение о нематериальном стимулировании МБОУ Манычской СОШ
Приказ от 12.09.2024 №201 «Об утверждении наставнических пар и групп»
Приказ МБОУ Манычской СОШ от 12.08.2020 г №144 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества»
Приказ МБОУ Манычской СОШ от 28.08.2020 г №178/1 «Об утверждении Положения о наставничестве в МБОУ Манычской СОШ и дорожной карты внедрения целевой модели наставничества»
Положение о наставничестве в МБОУ Манычской СОШ
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Манычской СОШ
База наставников МБОУ Манычской СОШ
Наставничество сегодня «Вместе к успеху»
Направление наставничества "Учитель-учитель".
Участие в профессиональном конкурсе "Учитель года-2024", Щеглова Т.А., учитель-логопед, наставник Толстопятенко С.А.-учитель.
Национальный проект «Образование»
В 2024 году 68% обучающихся и педагогических работников общеобразовательной организации вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия и этапы реализации программы наставничества «Вместе к успеху» в Ростовской области
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит:
- передавать знания;
- формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
- определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
- назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
- фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
- обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
Важные критерии отбора наставника:
- желание наставника участвовать в программе;
- профессиональный опыт;
- развитые компетенции, навыки коммуникации;
- ресурс времени;
- положительный жизненный, профессиональный опыт;
- соответствие запросам наставляемых;
- активная гражданская позиция;
- мотивация.
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
- обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
- педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
- родители/опекуны обучающихся
- участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.
- информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
- о возможностях и целях программы;
- организовать сбор данных о наставляемых.
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
- оформление нормативно-правовых документов;
- определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
- предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
- организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
- формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
- групповая встреча наставника и наставляемых;
- проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
Основные задачи этапа:
- представление результатов работы конкретной пары/группы;
- сбор обратной связи от участников программы;
- организация и проведение финального мероприятия;
- награждение лучших наставнических пар/групп;
- формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.
Учитель МБОУ Манычской СОШ, Голяшова Светлана Викторовна, в составе команды коллег Зерноградского района стала участником Первого регионального форума «Единый день воспитания в Ростовской области», который объединил около 1000 слушателей. Он прошел сегодня в ростовской школе №22.
Цель мероприятия - обмен опытом и знакомство с эффективными, хорошо зарекомендовавшими себя воспитательными технологиями, а также подведение предварительных итогов реализации проекта «Навигаторы детства» в Ростовской области в 2022/2023 учебном году.
Учителя посетили 25 тематических секций: «Организация работы школьного театра», «Организация работы школьного музея», «Организация работы школьного спортивного клуба», «Организация работы школьного медиацентра», «Инклюзивное волонтерство: работа с детьми с ОВЗ» и другие.
11.05.2023 в мультимедийном историческом парке Ростова-на-Дону среди общеобразовательных учреждений Ростовской области состоялся большой педагогический совет "Билет в будущее - профессиональный минимум", где состоялись встречи с представителями колледжей и институтов .На мастер- классах участники смогли узнать много нового и попробовать себя в различных профессиях.